А этого бы не хотелось, ведь на пути к нашей цели сделать жизнь вокруг ярче и красивее нам никак не обойтись без вашего участия. Поэтому мы всегда спешим объяснить вам разные тонкости нашей работы, которые удивляют и нас, порой. Разобрались сами – передадим и вам.
Итак, речь о фреске. Мы привыкли звать фреской практически любые изображения, которые наносятся непосредственно на стены или потолок вручную. Но если переводить само слово, то “fresco” – это «свежий» по-итальянски. То есть изначально к фрескам относились те изображения, которые наносились на свежую, не просохшую еще штукатурку. Сам термин был введен в обиход художником Ченнино Ченнини в трактате «О живописи» 1437 года. Однако с тех пор многое изменилось, термин стал кочевать по миру и распространился значительно шире. Фреской стали звать живопись, выполненную как в технике «аффреско» – водяными красками по сырой штукатурке, так и «асекко» (a secco – по сухому), нанесенную на сухую поверхность. Традиционный метод аффреско также называют “buon fresco” (то есть «хорошая фреска»), поскольку он, будучи более сложным в исполнении, весьма долговечен благодаря защитному известковому слою, который появляется на поверхности изображения после высыхания штукатурки.
А вот с сохранностью асекко возникают большие проблемы. Например, если у вас есть желание взглянуть на оригинал «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то поспешите в миланский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, где на стене трапезной по-прежнему красуется монументальное произведение великого художника. Первые попытки реставрации «Тайной вечери» предпринимались еще в XVIII веке, уже с тех пор специалистам приходится внимательно следить за состоянием изображения, – уж очень оно хрупко и чувствительно к любым внешним воздействиям. А все потому, что Леонардо, понимая, что работу в манере аффреско у него не получится исправлять после высыхания, перестраховался и писал ключевой для Ренессанса шедевр по сухой стене – в асекко. У живописца вышло действительно новое слово в мировой культуре, тогда как у реставраторов прибавилось головной боли.
Впрочем, давайте начнем сначала. К сожалению, нам достоверно неизвестно, когда и где впервые появилась подобная живопись, – мы знаем, что эта техника широко применялась уже ко II тысячелетию до н.э.: образцы этого времени сохранились в египетских Фивах, а также в Микенах и Тиринфе, городах, относившихся к Эгейской цивилизации, которая существовала на территории Греции и Малой Азии в бронзовом веке.
Античная Греция унаследовала навыки оформления стен от Эгейской культуры: у греков было принято штукатурить как наружные, так и внутренние стены помещений в несколько слоев, окрашивать верхний слой и выглаживать его до блеска. Римляне переняли методику у греков, совершенствуя и систематизируя по ходу. У них, кстати, был собственный термин для того, что их итальянские потомки назвали аффреско, – “in udo”, то есть «по сырому». Технология римлян предполагала нанесение семи слоев штукатурки с добавлением песка и мраморной крошки в разных пропорциях в зависимости от слоя. Во избежание появления трещин в каждый слой могли вводить немного воды, а для устойчивости покрытия в смесь добавлялись молоко, толченый кирпич, пемза и другие закрепители. По прошествии столького времени мы можем только сказать «спасибо» за эту технологическую дотошность безымянным римским мастерам, ведь благодаря качеству исполнения многие их работы сохранились до наших дней. Особенного упоминания стоят те фрески, что были найдены на стенах вилл Помпей, которые и сейчас выглядят такими яркими и живыми, будто создавались нашими современниками. К слову, античное изобразительное искусство в самом деле достигло таких невиданных высот, что – совершенно без скидок на древность! – и сейчас нами считывается как понятное и радует глаз. Особенно это становится очевидно при взгляде на фрески, сохранившие первозданные цвета.
В Византии у фресок сильно сдвинулась специализация. Ведь что нам первым приходит в голову, когда речь заходит о Восточной Римской Империи, как сами византийцы величали свое государство? Конечно, знаменитая византийская благочестивость, их обращенность к вечному, их грандиозные христианские соборы. Для внутренней росписи таких внушительных архитектурных шедевров уже не подходили традиционные римские технологии создания фресок, – из-за огромной площади покрытия. Количество слоев штукатурки уменьшилось до двух, также изменился ее состав. Византийцы, а затем и древнерусские живописцы, называли этот новый вид грунтовки «левкас» (от греч. λευκός – белый). Верхний слой наносился на всю живописную поверхность в один прием: новый состав позволял штукатурке не просыхать в течение нескольких дней. Большое количество отлично сохранившихся византийских фресок было найдено в пещерных церквях Гереме в турецкой Каппадокии. Христианский монастырь в этом месте начал формироваться в IV веке, но наиболее ценные красочные росписи появляются по завершении периода Иконоборчества (725-842). Сам по себе феномен пещерных церквей поразителен, так что это место точно стоит посетить.
В Древней Руси техника изготовления фрески была перенята у византийских художников. Наиболее ранние произведения, написанные еще греческими мастерами, работавшими на Руси, датируются XII веком. Чрезвычайно интересны исследователям и любителям истории искусств росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (выполнены в 1130–1140 гг.). Важно отметить, что фрески этого собора вообще единственный пример такого искусства домонгольской Руси, сохранившийся достаточно хорошо. Сейчас Спасо-Преображенский собор имеет статус музея, но если вы не ученый, то попасть туда достаточно сложно: во избежание губительных для древнего красочного слоя перепадов температуры и влажности герметичные двери открывают только по особой договоренности. Позднее на Руси рецепт левкаса и методика нанесения рисунка менялись, впрочем, совершенство живописи только росло. Так, от величайших иконописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия – нам остались не только знаменитые на весь мир иконы, но и прекрасные фрески.